Ваза. Аленчиков и Зимин. 11л.

Ваза. Аленчиков и Зимин. 11л.

Форма: «Ваза». Объем 11 литров. Произведен в XIX веке на Фабрике «Аленчиковъ и Зиминъ Москва.»

Cамовар антикварный

Cамовар антикварный

Cамовар антикварный.

Cамовар антикварный
История русского фарфора | Фарфор.
Индекс материала
История русского фарфора | Фарфор.
Page 2
Page 3
Page 4
Все страницы

История.

Фарфор.

Секрет русского фарфора.

Если птицей взмыть над Гжелью, увидишь: на суходолах светлыми борами встали сосны, в низинах чащами растёт ель, в тёмную хвою весёлыми пятнами вкраплены берёзовые и осиновые островки, а в лесах, как плешины в густом меху, поля. Если кротом порыться в земле, узнаешь: земли гжельские тощи, для хлебопашества малопригодны песок да глина. И хотя сеют крестьяне рожь, овёс, гречиху и просо, но скудные собирают урожаи. Хорошо в Гжели только картошка родится, крупная и рассыпчатая. И захожий человек удивится, послушав, как хвалят гжельцы свою родину и называют её матушкой. Бывает, не выдерживает захожий: Что вы хвалитесь? Какая ваша Гжель матушка? Бывал я в чернозёмной стороне, вот там... Но гжельцы замахают на чужака руками, договорить не дадут все в один голос: О чём не знаешь, помалкивай. Не землёй мы кормимся, а глиной. И замолчит чужак, и невдомёк ему: как это люди глиной кормятся?» А.В. Перегудов.


Первое упоминание.

Подмосковное село Броничи, когда-то вотчина царя Фёдора Алексеевича, в конце XVIII века было переименовано в уездный город Бронницы. В новый уезд вошла и Гжельская волость, состоявшая в то время из 16 деревень, в деревнях этих был 681 двор и проживали 4542 человека. Сейчас это территория Раменского района Московской области, 27 деревень и сёл с населением более 20 тысяч человек. В археологических раскопках найдены изделия, датированные II тысячелетием до нашей эры. Первое упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты в 1328 году. Происхождение слова «Гжель» многие связывают по созвучию с глаголом «жечь», то есть «обжигать глину». В разные времена эту местность называли «Окжель», «Акжель», «Жгель». Вероятнее всего, название села происходит от реки Гжелки. Уникальные месторождения местных глин, выходящих на поверхность, дали начало керамическому промыслу с тех пор, как здесь поселились люди. Гжельская глина высоко ценилась уже в середине XVII столетия. Царь Алексей Михайлович в 1663 году издал указ «во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды». М.В. Ломоносов написал о гжельской глине: «Нигде не видал я белизною превосходнее». Д.И. Виноградов (создатель русского фарфора) на основе гжельских беложгущихся глин изготовил в 1748 году первое русское фар- форовое изделие на Императорском заводе в Санкт-Петербурге. Гжельские крестьяне были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам. Крестьянами их называли лишь по сословной принадлежности, так как занимались они исключительно керамическим ремеслом. Крупнейшим рынком сбыта была Москва. Туда шли возы с местной глиной и готовой продукцией. Вначале гжельские мастера делали обварную (обожжённое горячее изделие окунали в жидкое тесто) и томлёную (обжиг происходил без доступа воздуха) посуду из светложгущихся глин, позже и муравленые (покрытые зелёной глазурью) изделия. С XVI века эти места упоминаются как «государева дворцовая волость», где не было крепостного права. Хотя это не совсем так. За почти семи вековую историю Гжели здесь происходило много событий и перемен. Менялись мода, требования рынка, но гжельцы год от года совершенствовали своё мастерство, осваивая всё новые и новые технологии. Близость Москвы как центра культуры и торговли оказывала на гжельских мастеров огромное влияние. Примерно каждые 50 лет менялась мода, в том числе на предметы быта, посуду, и гжельцы создавали новые шедевры керамического искусства. Среди множества изделий встречаются предметы культового, декоративного характера, игрушки. Самые умелые мастера, как говориться, с искрой Божьей, не могли остановиться на простых, утилитарных вещах и делали работы более сложные или по новому декорированные. Эти произведения становились образцами для подражания и распространялись по Гжели, варьируясь у каждого мастера. Так создавался стиль. Майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор  для Гжели не просто термины, а эпохи, в которые происходило рождение уникального направления в керамике. И первым таким ярким явлением была гжельская майолика.


Майолика, завод Гребенщикова и гжельские мастера.

 

Первые образцы русской майолики начали производить на Ценинной и табачных трубок фабрике, открытой купцом Афанасием Гребенщиковым в Москве, где по найму работали и гжельские мастера. Они изучили секреты производства майолики, а по возвращении домой «учинились сами мастерами». Гребенщиков долго боролся с гжельцами и пытался запретить им изготовлять такие изделия, чтобы получить монопольное право на производство майолики. Историки и искусствоведы до сих пор не могут понять причину её необычайного художественного взлёта в XVIII ве ке. Не найдены изделия, предшествовавшие этому периоду.