Ваза. Аленчиков и Зимин. 11л.

Ваза. Аленчиков и Зимин. 11л.

Форма: «Ваза». Объем 11 литров. Произведен в XIX веке на Фабрике «Аленчиковъ и Зиминъ Москва.»

Cамовар антикварный

Cамовар антикварный

Cамовар антикварный.

Cамовар антикварный
Золотое шитье из Торжка.

История.

Золотое шитье из Торжка.

Россия.

Торжокское золотое шитье - вид традиционной русской золотной вышивки, получивший широкое развитие в городе Торжок Тверской губернии и сохранившийся до настоящего времени в форме традиционного художественного промысла.

 

Золотое шитье из Торжка.

 

Вышивальный промысел сложился в Торжке в 18 веке на основе местной традиции, уходящей своими корнями в русское средневековье. Наибольшее развитие промысел получил во второй половине 18 первой половине 19 столетия. В это время торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода. При вышивке по плотным тканям применяли главным образом так называемый "кованый шов" и шов "в прикреп" по настилу.

 

Золотое шитье из Торжка.

 

О славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II .

Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы. Наиболее характерны растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блестками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.

Во второй половине 19 столетия вследствие изменения моды и из-за высокой стоимости золотной вышивки спрос на торжокскую вышивку значительно снизился, и промысел, да и искусство золотного шитья в целом переживали значительный упадок.

Заботу о сохранении традиции золотного шитья взяла на себя новоторжокская земская управа, открывшая в 1894 году учебно-показательные мастерские и обеспечившая сбыт изделий. Большую роль в развитии промысла сыграла А. Н. Пашкевич, художник кустарного отдела земства, преподававшая в учебной мастерской композицию и рисунок для золотошвейных и кружевных изделий. На рубеже 19-20 веков искусство торжокских швей было отмечено высшими наградами крупных международных выставок в Париже, Лондоне, Турине и др.

 

Золотое шитье из Торжка.

 

Учебно-показательные мастерские продолжали свою работу и после Октябрьской революции. В 1923 году на их базе была основана профтехшкола для подготовки инструкторов по вышивке, а уже в 1928 году ее выпускники объединились в торжокскую золотошвейную артель имени 8 Марта, выпускавшую преимущественно знаки отличия для Красной армии, и лишь в небольшом количестве традиционные изделия тюбетейки, бювары, декоративные подушки, сумочки. В узорах подобных изделий сохранялись мотивы золотных вышивок 17-18 столетий. В конце 1940-х - начале 1950-х годов в растительные узоры, в которых усиливается тенденция к натурализму, стали вводиться также элементы советской символики звезды, серп и молот и т. д. В основном на предприятии, преобразованном в 1960 году в фабрику, выпускались знаки отличия Советской армии и малыми тиражами закладки, панно, очешники и т. д. Традиции золотного шитья продолжаются и в наши дни. В последние годы возобновилось шитье церковных облачений и утвари.