Ваза. Аленчиков и Зимин. 11л.

Ваза. Аленчиков и Зимин. 11л.

Форма: «Ваза». Объем 11 литров. Произведен в XIX веке на Фабрике «Аленчиковъ и Зиминъ Москва.»

В.С.Баташев. «Яйцо». 9.5л.

Товарищество В.С.Баташева в Туле.

Форма: «Яйцо». Объем 9.5 литров. XIX век. «Товарищество паровой самоварной фабрики Васiлия Степановича Баташева въ Тулъ.»

Дорожный. 5.5л. Медь. XIX век.

Самовар дорожный. 5.5л. Медь.

Дорожный. Форма: «восьмигранный». Медь. Объем 5.5 литров. XIX век.

Самовар «Арбуз» 19 век. 1840 год.

Н.И.Гольтяков. «Арбуз». 6л.

Форма: «Арбуз». Объем 6 литров. XIX век. Клеймо: «Н.И.Гольтяков.» Фабрика основана 1840 год.

Самовар «Паук». XIX век.

Самовар «Паук». Бр.Шемариных в Туле.

Форма: «Паук». Объем 3,5 литра. XIX век. Клеймо: «Товарищество торгового дома Бр.шемариныхъ въ туле.»

Самовар «Англия». XIX век.

Самовар «Англия». XIX век. Два отделения у каждой ёмкости свой кран.

«Англия». XIX век. Два отделения у каждой ёмкости свой кран. Одно отделение 2,5 литра, другое 13 литров. Высота 58 см.

Фаберже - путь к успеху.

Первый блистательный успех семейного предприятия лифляндских немцев Фаберже пришел в 1882 г., когда продукция фирмы была удостоена золотой медали на Всероссийской художественно - промышленной выставке в Москве. Однако путь к славе был по немецки размеренным. Первая ювелирная мастерская была открыта Густавом Фаберже отцом знаменитого Карла Фаберже, в Петербурге еще в 1842 г.

В 1870 г. основатель фирмы передает правление своей уже достаточно большой фирмы (в которой состояло 100 человек) в руки сына, к тому времени прошедшего свои «университеты» в лучших ювелирных мастерских Флоренции, Саксонии и Парижа.

Самовар «ЛЕШИЙ». Клеймо фирмы «К.ФАБЕРЖЕ». Москва. 1899 - 1908 год.

Вследствие громкого успеха в 1882 г., «Фаберже» получает первый государственный заказ от Императорского двора. Вскоре Карл Фаберже награжден почетным статусом «Поставщика Высочайшего двора».

Чем был вызван данный успех, чем же так смогла покорить ювелирная продукция фирмы «Фаберже» императорскую фамилии? Ответ может быть таков: в изделиях Фаберже - серебряной столовой утвари, самоварах, портсигарах, футлярах для пенсне, сувенирах на смену обильности украшений приходило сдержанное понимание орнамента, взаимодействующего с формой изделия, а инкрустации бриллиантами, сапфирами, изумрудами, жемчугом благородно подчеркивали формы, порою становясь только живописными ее бликами, а порою и звонкими аккордами изделий.

Среди отечественных ювелиров Фаберже первым использует эстетические приемы стиля модерн, к кон. 1880-х гг. активно набирающего обороты в европейском искусстве.

Следующим громким успехом фирмы, разросшейся от 100 человек до 500, стало получение Гран - при на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Заказчиками «Фаберже» становились монархи европейских и восточных государств, крупные промышленники и разные знаменитости. Клеймо фирмы означало не только наличие самых драгоценных материалов, оно становилось символом высочайшего искусства, каким могут быть наделены даже вещи повседневного быта.

Самовар «ЛЕШИЙ». Клеймо фирмы «К.ФАБЕРЖЕ». Москва. 1899 - 1908 год.

Стиль Фаберже выразился в приверженности к самоцветам - к тем «поделочным» камням, которые прежде считались не ювелирными. Забывая об устоявшихся традициях и нормах «хорошего вкуса», Фаберже смело сопоставляет в своих изделиях карельскую березу и бриллианты, золото и сталь… Фантазия мастера не ограничивалась использованием разнородных материалов, она проявилась и в дизайне вещей.

Карл Фаберже сам придумывал эскизы изделий, в которых функциональность, кажется, рождалась из красоты вымысла, или наоборот. Однако воплощение некоторых задумок Фаберже требовало многих лет работы мастеров - «Кулибиных», которые работали в фирме. Так, механик Дорофеев три года разрабатывал механизм павлина, который при раскрытии пасхального яйца Фаберже должен был бы распускать хвост и мотать головой.

Оригинальное, конструкторское решение было найдено и для такой детали быта, как домашний звонок для подзыва слуги или горничной. Карл Фаберже придумал для него форму черепашки, сделанной из нефрита, у которой кнопкой для нажатия стала головка этого тропического животного.

Занимательной новацией Фаберже стало изобретение им часов, где циферблат крутился вокруг недвижной стрелки, при этом всегда показывая точное время. Сегодня такие часы не редкость на швейцарских часовых фабриках.

Творческим же кредо, своего рода визитной карточкой изделий Фаберже, стала техника гильоше, позволяющая в эмалевых изделиях создавать тонкий орнамент и иллюзию его мельчайшей деталировки. Используя в своем производстве до 500 оттенков эмали, «Фаберже» рубежа 19 - 20 вв. и по сей день остается фирмой, непревзойденной ни тогда, ни потом. К слову сказать, сегодня даже самые известные ювелирные дома Франции и Италии используют не более 50 оттенков эмали.

Пасхальное яйцо Фаберже. «Коронационное» 1897г. Копия Императорской кареты при коронации Николая II.(XIX век.)

Говоря «Фаберже», пожалуй, каждый из нас подразумевает пасхальные яйца Фаберже. Предполагается, что число их было невелико 52 - 54, из которых десять сегодня хранится в сокровищнице Московского Кремля. Появление их на различных аукционах неудивительно советское правительство большую часть их продало в 1930-е гг.

Надо сказать, что, начав их создание в нач. 1880-х гг. и каждый раз приурочивая их особым памятным событиям, Фаберже ни разу не повторил замысел предыдущего изделия. С 1885 г. заказчиком яиц становится Александр III, а позже и Николай II, сделавший покупку яиц семейной традицией. Каждую Пасху в течение 20 лет император подносит супруге Александре Федоровне яйцо с сюрпризом.

Вот только немногие сюжеты, которые выбрал Фаберже для создания этих истинных шедевров ювелирного мастерства: открытие Транссибирской магистрали (1900), 100-летие изгнания французских войск (1912), 300-летие дома Романовых (1913).

Яйца Фаберже неизменно остаются сенсацией аукционов предметов искусства. Цены на них превышают 3 миллиона долларов. Судьба последнего яйца «Дома Фаберже», сделанного из карельской березы и ляпис - глазури в 1917 г., окутана тайной. Нити истории его владельцев и передвижений бесследно утеряны.

«Дом Фаберже» был закрыт в ноябре 1918 г., сумев просуществовать в советском государстве всего лишь 9 месяцев. К счастью, владельцам дома удалось эмигрировать сначала в Германию, затем во Францию. Но поднять дело всей жизни вдали от Петербурга Карлу Фаберже было уже не суждено. В 1920 г. великий мастер умирает, и с его смертью завершается «эра Фаберже» воплощение роскоши и могущества императорской России.